Обмен веществ и энергии в клетке




1.Что такое калории и как мы их сжигаем?

2.Сколько калорий вы сжигаете за день? Как это определить и нужно ли это?

3. Улучшает ли обмен веществ частый прием пищи небольшими порциями?

4.Как относиться к низкокалорийной диете?

5. Может ли красный перец улучшить обмен веществ?

Лабораторная работа для домашней работы

Измерение массы и роста своего организма (расчет показателей оптимального роста и веса)

Как избежать сахарного диабета

Ток-шоу, где доктора помогают называются первичные симптомы, тем самым помогая предотвратить заболевание сахарным диабетом.

Здоровы ли Вы?

Древо жизни

Интерактивное "Древо жизни" иллюстрирует идеи Дарвина
- http://www.wellcometreeoflife.org/interactive/

Rühmatöö: Anorgaanilised ained organismis

http://lemill.net/content/webpages/ruhmatoo-anorgaanilised-ained-organismis/view

Задания по теме Нервная система

Выполните пожалуйста, все задания по этим ссылкам
задания : http://lemill.net/content/webpages/tooleht-refleksid-ja-refleksikaar/view
http://lemill.net/content/webpages/kesknarvisusteem-1/view
http://lemill.net/content/webpages/narvisusteem-skeem/view

Домашняя контрольная работа. Образец

Уровни организации на примере лягушки.
Лягушки

Царство: Животные
Тип: Хордовые
Подтип: Позвоночные
Надкласс: Четвероногие
Класс: Земноводные
Отряд: Бесхвостые

Молекулярный и клеточный уровни
Лягушка состоит из клеток это значит,что она многоклеточное животное,
следовательно живой организм. Каждой клетке необходима вода и кислород для
его жизнедеятельности.У лягушек есть ДНК- от лягушек рождаются лягушки.

Тканевый уровень
Поскольку лягушка- это многоклеточное животное, клетки связанны между
собой образуя ткани. У лягушек имеются все виды тканей но эпителиальная
ткань гладкая (реже шершавая) богатая железами, лишённая волос, перьев и
чешуи. Обладают хорошо развитыми конечностями; более мощную мускулатуру
имеют задние конечности, которые длиннее передних и обычно приспособлены к
прыганию.

Органный уровень
У лягушек есть органы, обеспечивающие жизнедеятельность, такие как: сердце,
лёгкие, глаза и так далее.

Организменном уровне
Так как, системы органов образуют организм, лягушку можно рассматривать, как
единый организм. Она питается, дышит, размножается, растет и так далее.

Популяционно-видовой уровень
Самцы лягушек одного вида часто соперничают между собой за продолжение
рода.

Биоценотичекий уровень
Однако взаимоотношения с разными видами очень разнообразны.Так например
мухи, (для некоторых видов) пауки и клещи являютмя кормом. А для змей корм
сама лягушка.

Биосферный уровень
На планете Земля лягушка является её жителем. Она связана как с воздухом, так
и с водой, так как живёт как в воде, так и на суше.

Домашняя контрольная работа
ученицы 10б класса
Подковиной Дарьи.

Опросник: Организм единое целое

Опросник Оли Чернецкой
Опросник Валерии Жудро

Синапс, Рефлекторная дуга.

Синапс
http://www.youtube.com/watch?v=xMCQPHb3iSw

Рефлекторная дуга

http://www.youtube.com/watch#!v=Y5nj3ZfeYDQ&feature=related

Эпителиальная и соединительная ткани

Физиологические свойства мышечной и нервной ткани

Строение и свойства нервной ткани



задания : http://lemill.net/content/webpages/tooleht-refleksid-ja-refleksikaar/view
http://lemill.net/content/webpages/kesknarvisusteem-1/view
http://lemill.net/content/webpages/narvisusteem-skeem/view

Жизнь клетки и взаимодействие с вирусом

Антропогенез

Следующую работу рекомендуется выполнить ученикам ХI класса в качестве подготовки к контрольной работе!

Ссылка

Биосфера

Парниковый эффект

Теория эволюции по Дарвину

Истощение озонового слоя

Биотехнология

Решение задач по генетике

Экология





шанс 11кл

Уважаемые ученики! Публикую вопросы ко дню шанса по классам.Ответы публиковать в комментариях. Подпись (Ф. И.)и класс обязательны.

День шанса 11кл. 4 курс (выполнить к 18.05)


1.Чаще всего приспособительный характер носит:
1.изменение генотипа
2. перестройка хромосом
3. изменение генома
4. возникновение модификаций

2. Правильная ( незаконченная) последовательность систематических групп животных- это:
1.царство-род-семейство-вид…
2. тип- класс-отряд-семейство…
3. вид- род- класс-царство…
4. род- семейство- класс- вид…

3. Одним из важнейших критериев возникновения нового вида явл.:
1. изолированность двух групп организмов
2. родство данного вида с предками
3. приспособленность к условиям среды
4. генетический барьер между организмами

4. Естественный отбор действует эффективнее в условиях:
1.однообразного генофонда популяции
2. стабильного возрастного состава
3. разнообразного генофонда популяции
4. отсутствия мутаций

5. Назовите любые два открытия., которые внесли существенный вклад в развитие биологии, и их авторов. Объясните ответ.

6. Наиболее древними автотрофами явл. :
1. бурые водоросли
2. многоклеточные водоросли
3. одноклеточные водоросли
4. сине-зеленые водоросли

7.Одна из заслуг Л. Пастера заключается в доказательстве:
1.существования самозарождения жизни
2. существования биохимической эволюции
3. невозможности самозарождения
4. возникновения жизни в воде

8. Выберите 3 признака, относящиеся к движущим силам эволюции: (выбранные цифры запишите без пробелов)
1. индивидуальная изменчивость
2. естественный отбор
3. модификационная изменчивость
4. искусственный отбор
5. условия среды
6. наследственность

9. Найдите ошибки в тексте. Назовите номера предложений, в которых допущены ошибки. Объясните их.
1. Ученые считают, что первыми появились на Земле организмы- эукариоты.
2. Первые организмы были анаэробнымы гетеротрофами.
3. Затем эволюция шла в направлении развития автотрофных способов питания.
4. Первыми автотрофами стали водоросли и мохообразные
5. В результате фотосинтеза в атмосфере Земли появился свободный кислород.

10. Впервые в процессе эволюции проводящие ткани появились у:
1.водорослей
2. папоротников
3. псилофитов
4. хвощей

11.Примером конвергентной эволюции явл. :
1. акула и дельфин
2. кошка и тигр
3. волк и собака
4. ящерица и крокодил

12. К сохранению уже выработанных приспособлений приводит:
1. дивергенция
2. стабилизирующий отбор
3. идиоадаптации
4. движущий отбор

13. Выберите наиболее существенные этапы эволюции растений:
1.Прикрепленность к месту обитания
2. способность к биосинтезу белков
3. возникновение проводящей ткани
4. появление многоклеточности
5. связь с водой
6. появление семенного размножения

14. Дегенерацией считается:
1. приспособленность бактерий к жизни в горячих источниках
2.менее развитый мозжечок у земноводных по сравнению с птицами
3. утрата органов чувств у паразитических червей
4.утрата ящерицей хвоста

15. Почему приспособления к условиям среды относительны? Дайте краткий ответ из одного- двух предложений.

шанс. 10кл

День шанса 10кл. 2 курс (выполнитьк 18.05)


1. Бесполым путем часто размножаются:
1. земноводные
2. кишечнополостные
3. насекомые
4. ракообразные

2 .Митоз обычно завершается:
1. телофазой
2. анафазой
3. профазой
4. метафазой

3. Не является стадией митоза:
1.анафаза
2. телофаза
3. коньюгация
4. метафаза

4. Профилактическим методом предупреждения наследственных заболеваний в будущей семье является:
1.исследование генетического аппарата одного из родителей
2.генеологическое исследование родителей
3.близнецовый метод
4. отмена лекарств во время беременности

5. Чаще всего приспособительный характер носит:
1.изменение генотипа
2. перестройка хромосом
3. изменение генома
4. возникновение модификаций

6. Определите генотипы родителей в семье, где все сыновья дальтоники, а дочериздоровы.

7. Назовите любые два открытия. которые внесли существенный вклад в развитие
биологии, и их авторов. Объясните ответ.

8. У гибридов F1 , полученных от чистых линий родителей, отличающихся по одной паре признаков:
1. одинаковы только генотипы
2. одинаковы только фенотипы
3. одинаковы генотипы и фенотипы
4. генотипы и фенотипы различны

9.Признак, по которому можно диагностировать у ребенка болезнь Дауна,- это:
1.мутация одного гена
2. разворот участка хромосомы на 180
3. неравномерное расхождение хромосом 21-й пары
4. отсутствие одной из половых хромосом в кариотипе

10.Соотнесите зародышевые листки с органами, развивающимися из них:
А. кишечник 1. эктодерма
Б. легкие 2. энтодерма
В. Нервная система
Г. Волосы и ногти
Д. печень

11. В чем заключается отличия и сходства между мутационной и комбинативной изменчивостью?

12. Мейоз происходит в клетках:
1.крови лягушки
2. половых желез крысы
3. камбия тополя
4. эритроцитов человека

13.При скрещивании кудрявой морской свинки с гладкой было получено 8 кудрявых (К) и 7 гладких (к) свинок. Каков вероятный генотип родителей?
1. отец КК, мать кк
2. отец Кк , мать Кк
3. отец Кк. мать КК
4. отец Кк, мать кК

14. Геномная мутация- это изменение:
1. числа хромосом
2. отдельного гена
3. формы хромосомы
4. триплета нуклеотидов

15.Норма реакции наследуется , а модификации нет .Как объяснить это?

шанс. 9кл.

Шанс. 9класс (выполнить до 18.05)

1. Определите последовательность прохождения порции крови по кругу кровообращения у шимпанзе, начиная с левого желудочка сердца ( буквы выбранных ответов без пропусков и запятых).
а) правое предсердие
б) аорта
в) левый желудочек
г) легкие
д) левое предсердие
е) правый желудочек

2. За барабанной перепонкой органа слуха расположены:
1) внутреннее ухо
2) среднее ухо и слуховые косточки
3) вестибулярный аппарат
4) наружный слуховой проход

3. Рудименты и атавизмы- это признаки:
1) усовершенствования человека
2) родства человека и других животных
3) различия в происхождении человека и других животных
4) возникшие в процессе анторпогенеза

4. Выберите 3 признака. Относящиеся к движущим силам эволюции.
1.индивидуальная изменчивость
2. естественный отбор
3. модификационная изменчивость
4. искусственный отбор
5. условия среды
6. наследственность

5. Назовите несколько проблем, с которыми столкнулись растения при выходе на сушу, и способы их решения.


6. Соотнесите особенности клеток с их названиями
Особенности клеток Типы клеток
А) неподвижность клетки 1) зигота
Б) диплоидное ядро 2) сперматозоид
В) клетка подвижна
Г) гаплоидное ядро
Д) цитоплазмы мало
Е) цитоплазмы много
Ж) ядро делится митозом
И) не делится

7.Дайте характеристику понятия «анализатор»

8 Минимальной живой системой, способной к эволюции являются:
1. один голубь 3. популяция ворон
2. вид- африканский слон 4. группа слизней
9. Современный человек относится к виду:
1. человек прямоходящий
2. человек разумный
3. человек умелый
4. человек древний

10. Выберите наиболее существенные этапы эволюции растений.
1. прикрепленность к месту обитания
2. способность к биосинтезу белка
3. возникновение проводящих тканей
4. появление многоклеточности
5. связь с водой
6. появление семенного размножения

11.Установите последовательность прохождения света, а затем и нервного импульса через структуры глаза:(запишите цифры без пропусков и запятых)
1. зрительный нерв,
2. стекловидное тело
3. сетчатка
4. хрусталик
5. роговица
6. зрительная зона коры мозга

шанс 8кл.

Шанс. 8кл


1. Объясни правило 10%.
2. К сигнальным абиотическим факторам , вызывающим сезонные изменения в жизни птиц. относятся:
1. атмосферное давление
2. влажность воздуха
3. температура
4. продолжительность светового дня


3. Цепь питания – эт:о
1 связи между живыми и неживыми компонентами экосистемы
2.связи между родителями и потомством
3.пути передачи вещества и энергии между разными популяциями
4. обмен информацией между организмами в экосистеме.

4. Все факторы среды, котрые воздействуют на организм, называются :
1. абиотическими
2. биотическими
3. экологическими
4. антропогенными

5. Скворечники относятся к факторам:
1. абиотическим
2. биотическим
3. антропогенным
4. ограничивающим

6.Соотнесите факторы среды с их классификацией.
Факторы среды Классификация
А) искусственные гнездовья 1. Абиотические
Б) мазут в озере 2. Биотические
В) влажность воздуха
Г) плотность населения
Д) соленость почвы
Е) строительство дорог
Ж) температура воды

7. Примером борьбы с нарушением.озоногого слоя относится:
1.задержка ультрафиолетового излучения
2. снижение производства фреонов
3.увеличение выпуска холодильнико 4. увеличение парникового эффекта
8. Примером симбиоза явл. отношения между:
1. росянкой и мухой
2. подберезовиком и березой
3. головней и пшеницей
4. картофелем и колорадским жуком

9.Потребителем углекислого газа в биосфере явл.
1. дуб
2. орел
3.дождевой червь
4. почвенные бактерии

10.В каком случае правильно составлена пищевая цепь:
1.клевер-ястреб-мышь-шмель
2. клевер- шмель-мышь-ястреб
3.мышь-ястреб-клевер- шмель
4. ястреб- мышь- шмель- клевер

11. Подавляющее большинство грибов по способупитания:
1.Паразиты
2. сапрофиты
3. хищники
4. автотрофы

12. Основными производителями органического вещества в сосновом лесу явл.:
1. бактерии
2. сосны
3. белки
4. насекомые

13. 10% поступающей в пищевую цепь энергии:
1. выделяется в виде тепла
2. запасается в продуктах биосинтеза
3. расходуется в процессе дыхания
4.уходит с продуктами выделения

14. Ограничивающим фактором для распространения бурых водорослей на глубинах явл:
1. содержание кислорода
2. содержание углекислого газа
3. освещенность
4. температура воды

15. создайте пары:
А. редуценты 1.заяц
Б. продуценты 2. сосна
В. консументы 2 порядка 3. бактерии
Г. Консументы 3 порядка 4. волк






.

День шанса

Уважаемые ученики! Публикую вопросы ко дню шанса по классам.Ответы публиковать в комментариях. Подпись (Ф. И.)и класс обязательны.

Шанс, 7класс

1. Определите последовательность прохождения порции крови по кругу кровообращения у шимпанзе, начиная с левого желудочка сердца ( буквы выбранных ответов без пропусков и запятых).
а) правое предсердие
б) аорта
в) левый желудочек
г) легкие
д) левое предсердие
е) правый желудочек

2. К сигнальным абиотическим факторам , вызывающим сезонные изменения в жизни птиц. относятся:
1. атмосферное давление
2. влажность воздуха
3. температура
4. продолжительность светового дня

3. Мозжечок лучше всего развит у:
1. рыб
2. пресмыкающихся
3. птиц
4. земноводных

4. Прогрессивной чертой , возникшей у птиц в процессе эволюции, явл.:
1. появление легких
2. два круга кровообращения
3. постоянная температура тела
4. появление коры головного мозга


5. К высшим зверям относятся:
1. утконос
2. ехидна
3. красный волк
4. кенгуру

6.Защитных яйцевых оболочек нет у яиц:
1. черепахи
2. страуса
3. сельди
4. ужа

7. Все позвоночные животные имеют:
1. замкнутую кровеносную систему
2. двухкамерное сердце
3. легкие
4. ужа

8. Установите соответствие между представителями животного царства и их особенностями:
Особенности Представители
А. Включают отряд Клювоголовые
Б. Включают отряд Хрящевые 1. Рыбы
В. Дыхание жаберное и легочное 2. Рептилии
Г. Дыхание легочное
Е. Развита боковая линия
Е. Трехкамерное сердце

9.Выберите наиболее существенные эволюционные приобретения млекопитающих.
1.плацента
2. возникновение реакций матричного синтеза
3. теплокровность
4. прикрепленность к месту обитания
5. связь с водой
6.дифференциация зубов

10. Найди ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений. В которых допущены ошибки, объясняя их.
1. К чертам , отличающим птиц от пресмыкающихся , можно отнести прогрессивное развитие органов зрения, слуха, координация движений.
2. У птиц несколько хуже, чем у пресмыкающихся, развита терморегуляция.
3. Четырехкамерное сердце птиц имеет неполную перегородку в желудочке.
4. К приспособлениям птиц к полету можно отнести: обтекаемую форму тела, крылья, заполненные плотным веществом кости. Наличие газообмена и в легких, и в воздушных мешках.

Развитие жизни за земле



Looduskaamera

Если вдруг кто-то еще не видел:

Töölehed

Click here for full screen version

Жуки-киборги вылетели на пробную разведку


Прогресс не стоит на месте.
С каждым годом умельцы из разных стран пытаются воспроизвести то,что уже когда то сделала природа.Теперь,благодаря развитию нанотехнологий ученые научились "подчинять" себе таких маленьких животных,как жуков.

Полная статья тут:
http://www.membrana.ru/articles/technic/2009/03/02/131000.html

А о каких новинках в мире технологий слышали вы?

Доказательства эволюции

Рабочая тетрадь ,страницы 32-34


Рабочая тетрадь.

Если у кого-то есть желание исправить свои оценки по биологии,то заполните это листы из рабочей тетрадки.Нужно распечатать и заполнить на русском языке.
За разъяснениями обратитесь к Вере Владимировне
стр 46-47

стр 48-49

стр 50-51

стр 52-53

стр 54-55
http://alleng.ru/edu/bio.htm

Семинар 2.Эволюционнное учение Дарвина

Занятие ( семинарское )
http://window.edu.ru/window_catalog/files/r56905/Nazarenko_Popov_Glebova.pdf
с.23-24
Занятие (семинарское) "Учение Ч.Дарвина
о факторах эволюционного процесса"
Литература
1. Дарвин Ч. Происхождение видов ( любое издание ). Гл. III, IV, V.
2. Дарвин Ч. Путешествие натуралиста вокруг света на корабле "Бигль". - М.:
Мысль, 1977.
3. Голубев Г. Всколыхнувший мир. - М.: Мол.гвардия, 1982.
Вопросы:
1. В какой последовательности следует рассматривать предпосылки
возникновения учения Ч.Дарвина по значимости?

2. Назовите субъективные и объективные предпосылки.
3. В чем специфика и логика Ч.Дарвина в анализе изменчивости в естест-
венных условиях?
5. Почему Ч.Дарвин главу "Законы изменчивости" поместил после глав "Борьба
за существование" и "Естественный отбор"?

6. Последовательно ли учение Ч.Дарвина?
10. Находятся ли в противоречии случайность и направленность эволю-
ционного процесса.
11. Как соотносится учение Ч.Дарвина с современными данными генетики?
экологии?
12. Сравните формы изменчивости ( определенную и неопределенную ),
пользуясь работой Дарвина "Происхождение видов".

семинар по теме Эволюционное учение Дарвина

семинар по биологии 1.

Занятие ( семинарское ) «Вид и видообразование»
Вопросы:
1. История формирования понятия о виде. Современные представления о
виде. Определение понятия «вид».
2. Основные критерии вида.
3. Популяционная структура вида.
4. Почему популяции представляют собой элементарные эволюционирующие
структурные единицы эволюционного процесса?
5. Какова роль разных форм изоляции в эволюции?
6. Микроэволюционный процесс.
7. Основные пути видообразования.
9. Вид – качественный этап эволюционного процесса.
Задание:
Заполните таблицы 12, 13, 14 пособия. http://window.edu.ru/window_catalog/files/r56905/Nazarenko_Popov_Glebova.pdf
С. 43-44
http://health-ua.org/video/?video=336

Эволюционное учение




ДНК

На этом видео показано как молекула ДНК длинной ~1.8 метра, упаковывается в хромосому




По ссылке - http://wehi.edu.au/education/wehi-tv/ можно найти еще много интересных видео института Walter и Eliza Hall (Австралия). Например, про апоптозис (программируемая смерть клетки), диабет первого типа, заражение малярией, ответ имунной системы на заражение, злокачественную опухоль(рак).

Ребята, по этим ссылкам можно посмотреть анимации способов деления клетки, которые смотрели на уроках.
http://www.johnkyrk.com/mitosis.html
http://www.johnkyrk.com/meiosis.html

Экзамены

Экзамены 2008 года

Экзамены 2009 года

Регуляция дыхания

0 comments

Vaata galeriid

Посмотрите галерею "зимней " фотографии.Напишите пожалуйста, какие фотографии больше понравились и почему?
http://www.postimees.ee/?g=625&art=209967&redir=#25369

Как готовиться к зачету

1. Текст параграфов читайте внимательно, вдумываясь в смысл прочитанного и выделяя существенное.
2. В процессе чтения рассматривайте рисунки, схемы, таблицы, указания и подписи к ним.
3. Особое внимание обращайте на выделенные курсивом слова. Запомните их и разбиритесь в том, что они означают. Незнание терминов и их смыслового значения затрудняет работу над учебным материалом и делает невозможным его усвоение.
4. Прочитав текст, выполните задания по нему.
5. Ведение тетради по биологии обязательно. Аккуратное выполнение всех заданий преподавателя облегчит подготовку к зачету.
6. Письменно сделайте те задания., в которых есть специальные указания на это, а также связанные с заполнением таблицы. Эти таблицы могут быть включены в письменную зачетную работу.
7. Составляя в тетради таблицы, делайте более широкими те графы, где требуется более развернутый ответ ( например, графы, в которые вписывают примеры).
8. Выполнив задания по теме, ответьте на вопросы, помещенные в учебнике.
9. Проработав материал всего зачетного раздела, ознакомьтесь с требованиями по нему и вопросами, которые могут быть предложены вам на зачете. Удовлетворяют ли ваши знания этим требованиям? Можете ли вы ответить на зачетные вопросы?
10. Перед зачетом целесообразно посетить консультации учителя для выяснения трудных вопросов .

Вопросы к зачету по теме Обмен веществ и энергии

Тесты и вопросы по теме «Обмен веществ»

1.Что такое ассимиляция ( определение)?
2. Что такое диссимиляция?
3. Какие организмы наз. гетеротрофами?
4. Какие организмы наз. автотрофами?
5. На какие группы делятся автотрофы?
6. Какие три этапа энергетического обмена вам известны?
7. Продукты гидролиза белков, углеводов, жиров на подготовительном этапе .
8. Что происходит с энергией , выделяющейся на подготовительном этапе энергообмена?
9. Где расположены ферменты бескислородного этапа энергообмена?
10. Какие продукты и сколько энергии образуется при гликолизе?
11. Как называется цикл реакций, протекающих в матриксе митохондрий?
12. Сколько моль АТФ образуется при дегидрировании и декарбоксилировании моль ПВК в цикле Кребса?
13. Напишите общее уравнение фотосинтеза.
14. Где происходят световые реакции фотосинтеза?
15. Что происходит в световую фазу фотосинтеза?
16. Что образуется в период прохождения световой фазы?
16. Где находятся протонные резервуары в хлоропласте?
17. Что происходит в темновую фазу фотосинтеза?
18. Каково строение хлоропластов?
19. Где происходят темновые фазы фотосинтеза?
20. Что такое фотолиз воды?
21. Какой тип дыхания организмов появился на Земле в связи с возникновением световых реакций фотосинтеза?
22. Какие структуры и какие вещества принимают участие в темновых реакциях фотосинтеза?
23. Какие углеводы считаются первичными?
24. В какую фазу фотосинтеза выделяется кислород, уходящий в атмосферу?
25. Можно ли считать, что фотосинтез включает в себя два процесса- ассимиляцию и диссимиляцию и почему?
26. Можно ли считать растения единственными организмами на Земле, создающими из неорганических веществ органические?
27. Какой способ питания появился на Земле раньше- хемотрофный или фототрофный?
28. Чем питаются сапротрофы, паразиты? Что у них общего?
29. Каковы способы питания у зеленой эвглены, белого гриба, гнилостные бактерии, бычьего цепня, волка, человека?
30.

Теоретические вопросы:

1. Общая характеристика обмена веществ.
2. Подготовительный этап энергообмена и гликолиз
3. Аэробное окисление.
4. Фотосинтез.

Готовимся к олимпиаде

Олимпиада 2010Olümpiaadi temaatika ja kirjandus (gümnaasium) http://www.teaduskool.ut.ee/3203


http://www.tamme.tartu.ee/projektid/bio/ конспект по ботанике
http://biomedicum.ut.ee/arfs/opetamine/bioloogia/juhend/Juhend%20zooloogidele.pdf анатомия и физиология
http://biomedicum.ut.ee/~dyyna/Gen_yl_valik.pdf задания по генетике
http://www.loodus.ee/kaitumisokoloogia/loengud.html
http://cellbio.ebc.ee/rakubio/reticul.html клетка



Vastused Korduma Kippuvatele Küsimustele:
________________________________________
Kes võivad olümpiaadil osaleda?
Olümpiaadide esimeses voorus võivad osaleda kõik kooliõpilased, kellel asja vastu huvi ja kelle vanusrühmale võistlust korraldatakse. Samas on olümpiaadidel osalemine vabatahtlik, kedagi selleks sundida ei saa.
Praktika näitab, et enamasti tulevad olümpiaadile need:
• keda vastav aine huvitab
• kes soovivad end arendada
• kellel on loomulik huvi probleemide ja keerukate ülesannete lahendamise vastu
• kellel on tahtmine end proovile panna, teada saada oma võimete piire
• kes tahavad oma teadmisi ja oskusi võrrelda oma eakaaslastega

Kui tahaksid mõnest olümpiaadist osa võtta, aga ei tea, millest alustada, võiksid kõigepealt rääkida oma aineõpetajaga, kes tõenäoliselt oskab üht-teist soovitada. Kindlasti võib nõu küsida ka teaduskoolist, selleks me siin olemegi.
Olümpiaadidele tulevad õpilased eri teid pidi – mõned näitavad ise huvi üles ja registreeruvad, teistel soovitavad olümpiaadil osaleda õpetajad või pereliikmed. Mõnedes ainetes pääseb olümpiaadile ka lahtiste võistluste kaudu.
________________________________________
Mida annab õpilasele olümpiaadil osalemine?
• see on huvitav
• innustab iseseisvalt töötama, rohkem ainesse süvenema
• tänu oma võimetele ja tööle saavutatakse edu
• saab ülevaate oma võimetest, saab head materjali eneseanalüüsiks
• saab suhelda sarnaste huvide ja võimetega eakaaslastega
• keerukate ülesannete lahendamine on lahe ja annab juurde enesekindlust

Hea tulemus olümpiaadil sünnib tavaliselt tänu omaenese tööle ja andekusele. Samas ei peaks kurvastama ka need, kes olümpiaadil esimeste hulka ei jõua – olümpiaad on üks võimalus enda proovilepanekuks. Nii mõnelegi andekale noorele sobib hoopis paremini pikema uurimistöö kirjutamine.
Hea on teada sedagi, et olümpiaadidel edukalt esinenud õpilased saavad soodustusi kõrgkoolidesse sisseastumisel.
________________________________________
Kas olümpiaadil osalemine on kohustuslik?
Ei, olümpiaadil osalemine on vabatahtlik, kedagi selleks sundida ei saa. Aga kindlasti on olümpiaadil osalemine huvitav kogemus, nii et kui keegi soovitab sul osaleda, võiksid proovida.
________________________________________
Kuidas olümpiaadiks valmistuda?
Alustuseks võiksid uurida, millised võistlused üldse toimuvad ning kus ja millal. Kindlasti oleks mõistlik tutvuda olümpiaadi juhendiga, st teha endale selgeks mängureeglid. Kui midagi jääb ebaselgeks, võiks korraldajatelt alati lisainfot küsida.
Olümpiaadiks sisuliselt ette valmistuda aitab:
• ettevalmistus koolides - räägi oma aineõpetajale oma kavatsusest osaleda olümpiaadil ja küsi abi olümpiaadiks ettevalmistumisel
• iseseisev töö - tutvu eelmiste aastate olümpiaadide võistlusmaterjalidega veebilehel ja otsi lisaks ainealaseid raamatuid jm materjale, mida saad iseseisvalt läbi töötada
• lisakursused - näiteks võid vaadata, kas teaduskooli kursuste hulgas on midagi huvipakkuvat.
________________________________________
Aga kui ma ei võida?
Olümpiaadil kaotada on raske – kui auhinnalist kohta ei võida, siis teadmisi ja kogemusi saab sealt ikka juurde. Olümpiaad on sportlikus mõttes kõrgliiga, kus ka viimased kohad tähendavad üle keskmise taset.
________________________________________
Kust saab olümpiaadide kohta infot?
• koolist aineõpetajalt
• olümpiaadide veebilehelt
• olümpiaadide listist
• teaduskoolist
Millal toimus Eestis esimene olümpiaad?
Esimene täppisteaduste olümpiaad toimus Eestis 1953/54 õppeaastal.

Millised on olnud Eesti tulemused rahvusvahelistel võistlustel?
Eesti õpilased on rahvusvahelistel võistlustel saavutanud väga häid tulemusi. Alates 1992. aastast, mil Eesti osaleb ülemaailmsetel olümpiaadidel, on igal aastal meie õpilased naasnud koju medalitega.
Näiteks 2006. aastal osalesid Eesti võistkonnad 13 rahvusvahelisel võistlusel (sh kolmel Balti olümpiaadil), kokku 65 õpilast. Neilt võistlustelt toodi Eestisse 2 kuldmedalit, 10 hõbedat (neist 2 meeskondlikku), 12 pronksmedalit ning 9 õpilast pälvisid diplomi või said rahvusvahelisel võistlusel muul viisil ära märgitud.